Как пройти собеседование: Технологии успеха.

Наверное, ничего сверхнового или тайного я Вам в этой статье не открою, но постараюсь дать несколько дельных советов по поводу того, как прийти на собеседовании во всеоружии, а также расскажу об этом процессе с точки зрения работодателя.

Итак, начнем. Уточняю: анализируем только ситуацию собеседования, т.е. момент, когда Ваше резюме уже рассмотрено и одобрено. (Дело в том, что навык составления резюме, его размещения и обновления требует отдельного разговора, и это будет обсуждаться уже в следующей статье).

Пункт 1. Внешний вид.

Ваша одежда и аксессуары по стоимости и брендосодержанию должны соответствовать той вакансии, на которую Вы претендуете. Одежда должна быть чистой, опрятной и удобной для Вас. Старайтесь не приходить на собеседование в обновках: это всегда заметно, и в большинстве случаев вызывает у работодателя ощущение «конфетки с бантиком». показывая, что Вы очень заинтересованы в получении работы и с Вами можно проводить достаточно жесткую политику. Кроме того, новая одежда на человеке редко сидит естественно, а фактор естественности при прохождении собеседования во многом определяющ. Ваша же обычная одежда бессознательно придает Вам дополнительный островок надежности – хоть в чем-то Вы себя будете чувствовать привычно и уверенно!

Пункт 2. Теперь о технологии прохождения собеседования.

Если говорить очень просто, собеседование – это ситуация купли/продажи, в которой Вы – товар, а Ваш интервьюер – покупатель, а значит, Ваша задача – выгодно, доходчиво, интересно преподнести себя. При этом не забывайте о соотношении цена/качество: не запрашивайте больше или меньше того, что стоит Ваша вакансия. Вы всегда сможете повысить свою заработную плату уже на рабочем месте, делом доказав свою компетентность.

Ваш рассказ о себе должен быть максимально естественен и по форме, и по содержанию. Важно знать следующий закон психологии общения: доверяют тому, кто интересен и естественен.

Что я подразумеваю под естественностью? Наверное, Вы это сразу поймете, когда я попрошу Вас провести мысленный эксперимент. Представьте, что Вы рассказываете о себе Вашему хорошему знакомому, с которым чувствуете себя легко и уверенно. А теперь представьте, что то же самое нужно рассказать человеку, от которого зависит, дадут ли Вам большой кредит…

Скорее всего, в последнем случае и фразы меняются, и пыжиться начинаете, и лихорадочно думаете, как бы выгоднее себя преподнести, как правильно и умно ответить на поставленный вопрос… Так вот, интервьюером это всё воспринимается как напряжённая, заумная, тяжелая для восприятия беседа. От Вас устанут достаточно быстро. Более того, опытный менеджер по персоналу сразу же по этому напряжению поймет Ваши слабые места, болезненные темы.

Когда же Вы разговариваете с ним как с хорошим знакомым (не другом, не родственником, а то вдруг ещё нецензурить начнёте), речь Ваша становится более плавной, голос звучит более уверенно, эмоции более адекватны. Согласно исследованиям в области психологии восприятия человеческого голоса, такая речь бессознательно располагает к доверию и симпатии. Вы постепенно перестаете быть чужим и переходите в ранг «хороших знакомых» уже для самого интервьюера. А своим ведь так трудно отказать! Не правда ли?

Пункт 3. Работа со «слабыми местами».

У каждого из нас есть «болевые точки». Задача работодателя – выявить их и выиграть ситуацию собеседования, приобретя максимально качественного работника по минимальной цене. Да, стоит сказать, что, настраиваясь на собеседование, нужно иметь в виду один важный момент: Вы и работодатель изначально равны. Вы заинтересованы в работе, а он – в работнике. Далее – игра. Понимание этого факта, а тем более, принятие его, позволит Вам освободиться от ощущения зависимости и изначальной проигрышности и слабости позиции соискателя. ЭТО НЕ ТАК! Вы равны, и это главное!

Теперь о том, что мы не идеальны. Это тоже непреложный факт, и пытаться скрыть его на собеседовании глупо. Лучше уметь его выгодно обыграть. Во-первых, это создаст репутацию адекватного человека. Во-вторых, укрепит к Вам доверие и расположение. Поэтому перед собеседованием, обязательно проведите подготовительную работу: проанализируйте резюме. Те моменты, которые Вам покажутся слабыми, отработайте. Продумайте, как Вы могли бы их трактовать в свою пользу. Так, отсутствие опыта работы можно дополнить «свежестью» образования, высокой мотивацией. Много раз меняли работу? Зато многому научились! И т.д. Если с этим возникают сложности, то рекомендую обратиться к психологу, специализирующемуся в области психологии карьеры.

Пункт 4. Научитесь внимательно слушать Вашего собеседника.

То, как человек говорит, его голос, многое могут о нем рассказать. Если Вы, отвечая на вопрос или рассказывая о чем-то, вдруг заметили, что энергия в голосе вашего собеседника тает, а его реакции становятся все более формальными, то срочно меняйте стратегию и тему: он Вас больше не слышит, Вы ему более не интересны. И наоборот, неожиданный подъем, даже на незначимую для Вас тему, – это сигнал к продолжению беседы в этой области. Например, у одного моего клиента, успешно прошедшего собеседование и трудоустроившегося, была следующая ситуация. Его будущий начальник эмоционально отреагировал на оговорку по поводу интереса к спорту. До этого общение было вялотекущим. В результате после обсуждения недавно состоявшегося спортивного мероприятия их разговор перешёл на иной, неформальный уровень. Результат – трудоустройство. О чем это говорит? Слушайте Вашего собеседника и умейте мгновенно сменить и стратегию, и тему разговора.

Еще одна рекомендация: работайте своим голосом. Голос человека – инструмент воздействия. Его сила в том, что он обладает эффектом эмоционального «заражения». Если голос монотонен и тих, то и Вы создаете образ забитого, скучного человека. Если же он уверенный, эмоционально разнообразный, позитивно звучащий – Вы кажетесь ярким, уверенным, интересным профессионалом!

Дома, накануне собеседования, проговорите вслух примерную модель собеседования, желательно под запись на диктофон. Не стесняйтесь: звучание собственного голоса в записи никому не нравится. Однако, все свои ошибки, глупые фразы и доводы услышите сразу. Теперь представьте: это мог бы услышать Ваш работодатель!

И последнее. По новейшим социологическим исследованиям, в 75% случаев решение о приёме на работу принимается в пользу соискателя не по его профессиональным качествам, а по принципу «Он мне понравился». А как понравиться, я Вам уже рассказал. Теперь отрабатывайте! Если у Вас небольшой опыт прохождения собеседований, приобретайте его заранее: перед важным собеседованием сходите на несколько второстепенных. Это даст Вам необходимый навык, уверенность и возможность провести работу над ошибками.

Удачи!

Балянин Константин Юрьевич
balyanin.ru