Как развивать туризм в Южной Осетии?

Туристический сектор является одним из ключевых факторов развития экономики в регионе в виду его прямого влияния на развитие инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, а также обеспечение занятости населения. Развитие туризма способствует прогрессу в социальной и культурной сферах, что эффективно демонстрирует опыт многих странах мира (Черногория, Македония, Хорватия) и российских регионов (Краснодарский край, Алтай, Хакасия и др.).

Географическое положение Южной Осетии идеально подходит для развития экологического туризма (экотуризма). Умеренный климат, великолепные высокогорные и предгорные зоны, минеральные источники и лечебные грязи, субальпийские и альпийские луга, чистые реки и озера создают уникальный комплекс условий для здорового отдыха в этом живописном уголке мира. Ключевую роль в сохранении экосистемы региона и одновременно возможности развития экономики за счет притока туристов будет играть безопасность и инфраструктура туристических объектов, зон отдыха и транспортных коридоров.

Стабильное развитие экотуризма невозможно без создания системы мест размещений разного уровня комфортности, сервиса и стоимости аренды. Для решения проблемы размещения туристов имеет смысл обратиться к успешному опыту других стран по созданию инфраструктуры мини-гостиниц и вовлечение в сферу туризма частных домовладений. Помимо этого, можно разрабатывать специализированные агротуристические объекты: «фермерские/рыбацкие дома и деревни», «культурные центры» (ярмарки, выставки достижений культуры и народного ремесла), «охотничьи домики» и др.

Создание туристических объектов от самых небольших (домашних пансионов) до крупных (стилизованных культурных центров и деревень) требует частных и государственных инвестиций. Мировой и российский опыт демонстрирует использование различных вариантов инвестиций: субсидии из бюджета, программы кредитования под низкий или нулевой процент, инвестиции крупных инвесторов и выделение небольших безвозмездных грантов на развитие туризма (выдача таких грантов сейчас практикуется на Алтае).

Представляется, что эффективным способом развития туризма может стать централизованная программа, рассчитанная на 100 домохозяйств, готовых развивать туристический сектор. Программа организовывается на конкурсной основе: выбирается 100 участников, им предоставляются льготные беспроцентные кредиты и дотации (например, 50/50). Развитие малого и среднего бизнеса как нельзя лучше подходит для эффективного использования российских вливаний в югоосетинскую экономику. Возможно консолидированное привлечение средств корпоративного и банковского секторов. Устанавливаются этапы выделения средств и сроки реализации программы. Осуществляется жесткий контроль над расходованием средств. Те участники программы, которые не выполняют условия предоставления денег, должны быть исключены из программы, возвратив выделенные средства, либо ответив по обязательствам собственным имуществом. Причем меры контроля не должны быть на первом этапе напрямую связаны с финансовым результатом предприятий, т.е. прибылью, а именно с исполнением строительного и инфраструктурного планов. Таким образом, можно создать необходимые мощности в регионе, обеспечив контроль над целевым использованием средств.

В случае развития подобной программы будут создаваться домашние пансионы (2-5 номеров) или мини-отели (5-20 номеров). 100 участников по 10 номеров — это уже, в среднем, 1000 номеров для разового размещения 2000 туристов. Несложная арифметика показывает высокий потенциал сегмента, при расчете 70-дневного сезона и предположения средних трат туристов на уровне Абхазии или Крыма. В перспективе эти деньги могут приносить экономике РЮО постоянный доход, которого хватит на строительство новых дорог, зданий, реставрацию памятников культуры. В течение трех лет стабильного развития туристического сектора можно говорить о потенциальном выходе на ежегодный доход в 300-400 млн. рублей, кроме того, будут обеспечены рабочие места для нескольких тысяч граждан Южной Осетии.

Занятость местного населения в туристической сфере может быть самой разной: организация и обслуживание гостиниц и мини-отелей, ресторанный бизнес, работа гида, фотографа, переводчика, проводника по горной местности и др. Дополнительно можно организовывать конные и пешие походы, собирать выставки ремесленников, открывать фестивали, строить бани, и многое другое.

Для улучшения туристической привлекательности республики имеет смысл разработать программы по улучшению имиджа. Ярким примером является реализуемая в последние годы программа «Курорты Краснодарского края».

Одновременно с развитием туристической инфраструктурынеобходимо стимулировать интерес российских туристических компаний и операторов к региону: предлагать льготные условия по размещению туристов в Южной Осетии, льготы на открытие и лицензирование своих филиалов на территории РЮО. Компании, которые воспользуются этими предложениями раньше всех, смогут закрепиться на туристическом рынке Южной Осетии. Логично, что развитие туристического сектора должна координировать соответствующая государственная структура. При этом следует ясно понимать, что создание очередного бюрократического монстра способно уничтожить все начинания.

Многое из перечисленного можно начинать осуществлять, не дожидаясь финансирования и принятия программ по развитию туризма. Экономика РЮО нуждается в ответственных и эффективных трудовых и креативных ресурсах, которые помогут развить малое частное предпринимательство в регионе, обеспечив людей доходом и интересной работой. Развитие туристического сектора и малых предприятий, которые будут поддерживать его функционирование — это практически единственный на сегодняшний день путь для восстановления экономики страны и фундамент ее будущего процветания. Российские и иные финансы можно и нужно грамотно использовать для развития туризма, потому что за этой отраслью начнут подниматься и другие сферы жизни: социальная, культурная, образовательная и так далее. Жить и зарабатывать деньги на территории Южной Осетии можно, главное, надо начать действовать, выбрав правильный ориентир.