Мертвый ХРИСТОС

 

Из книги Чистякова

 

Победа Христова основывается на том, что Он опускается до дна, нисходит во ад, как это иногда изображается на иконах. Думается, что не случайно именно такая икона обычно кладётся на аналой посреди храма на восьмой день после Пасхи, в Фомино воскресенье, когда в богослужебных песнопениях вспоминается событие, которое мы относим к Страстной субботе: «Умер в пятницу Христос, погребённый, опускается во ад». И хотя в Новом Завете об этом прямо не говорится ни разу, выражение descendit ad inferos («спустился во ад») есть в Апостольском Символе веры, достаточно древнем и надёжном исповедании веры Церкви Христовой.

«Христос во гробе», мозаичная икона, Византия, к.13-нач.14 вв., Музей Метрополитен

Из апостольских посланий видно, что в древнейшем исповедании веры особое значение имело именно то, что Иисус не только умер на Кресте, но был погребён, опущен в землю. Этот момент в Евангелии был назван «знамением Ионы пророка»: «как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф12:40).

О погребении говорится и в Первом Послании к Коринфянам: «И что Он погребён был» (1 Кор 15:4), и, конечно, в Символе веры - не только в Апостольском, но и в том, который мы обычно возглашаем во время каждой Литургии: «...и страдавша и погребенна». Нетрудно понять, что слово «погребён» в скрытой форме говорит о нисхождении во ад.

 

«Христос во гробе» — редкий вариант с изображением Иисуса во весь рост, а не стандартный поясной вариант. Кипр, 15-16 вв.

Нисхождение во ад - это не только Страстная суббота, оно много больше всего того, что символически изображено на этой иконе. Христос опускается туда, где хуже всего, где больнее всего, труднее всего, где царствует и торжествует самая большая беда. И главное - где нет Бога, потому что весь Ветхий Завет пронизан мыслью о том, что в шеоле, в мире, где пребывают усопшие, Бога нет.

Если вдуматься, то вообще всё Евангелие от начала до конца рассказывает о нисхождении во ад, потому что Христос постоянно находится среди нищих, слепых, прокажённых. Как в древности, так и в средние века общество начисто отвергало прокажённых: они должны были ходить с колокольчиками, чтобы люди слышали звон и не приближались к ним... А Иисус? Он оказывается среди самых несчастных и презираемых людей - там, где нет Бога. В этом смысле Его нисхождение во ад продолжается и до сего дня, ибо и теперь Христос вместе с такими людьми, как мать Тереза из Калькутты, как 
У Достоевского в романе «Идиот» описывается картина Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос» - Он, только что снятый со Креста. Почему именно мёртвый Христос, даже не тело, а, как подчёркивает сам Достоевский, труп Христа привлёк внимание писателя?

Hans Holbein the Younger 1497/8 – 1543

Christ's Body in the Grave

tempera on panel (30 × 200 cm) — 1521

Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basel

Разумеется, каждый образованный православный христианин на Руси знал принятый на Четвёртом (Халкидонском) Соборе догмат, согласно которому Христос - и полностью Бог, и Человек, тоже в полной мере и в полном смысле этого слова. Конечно, каждый священник повторял в течение всей этой тысячи лет за каждой обедней перед Великим Входом слова молитвы, где говорится, что Он, Иисус, «непреложно и неизменно был еси Человек», но при этом, однако, Его человеческая природа была как-то слабо осознана в русской религиозности. Спаситель на Руси всегда легче принимался как Бог, чем как Человек.

До тех пор, пока мы видим в смерти Иисусовой что-то не вполне эквивалентное нашей собственной смерти, мы не в силах понять тайну Воскресения.

Христос проходит до самого конца по той самой дороге, которая предназначена и каждому из нас, и в этом, наверное, заключается Его абсолютная уникальность. Рассказ об этом очень трудно выразить в словах (Nec valet lingua dicere, nec littera exprimere - «Язык не в силах рассказать, не в силах буква передать» - как некогда сказал св. Бернар). Не случайно поэтому о нисхождении во ад прямо, в каких-то конкретных словах, в Евангелии нигде не говорится - в отдельные слова этот рассказ не вмещается, хотя всё Евангелие, если брать его в целом, рассказывает на самом деле прежде всего именно об этом событии. Понять это бесконечно важно. Самые важные истины в Евангелии вообще почти никогда не вмещаются в слова - о них можно рассказать только без слов, передавая весть от сердца к сердцу. Апостол Павел говорит, что, восхищенный до третьего неба, он «слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12: 4). «Нельзя» не в том смысле, что это запрещено, нет; нельзя - ибо невозможно, при всём желании. Тайна Креста невыразима в словах именно по своей сути. К ней можно только приблизиться - и перед ней остановиться. Остановиться перед тайной человеческой смерти, через которую Христос поднимает и воскрешает всё человечество.

Из книги утопленника, выловленного из Рейна.
Достоевский  увидел картину в Базеле в 1867 году - в ту пору, когда, измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России.

В будущем Достоевский описал своё впечатление от картины в диалоге:



— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.

— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.

— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!

— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

 Русский религиозный философ С. Н. Булгаков отозвался об этой картине так: это "страшный образ смерти Христовой, в котором передана, однако, не смерть, но умирание, не сила посмертного преображения, грядущего с воскресением и на пути к нему, но застывшая, остановившаяся на умирании смерть". 



«Христос во гробе», греческая икона, 12 в.

 

ШАМПЕНЬ ФИЛИПП ДЕ Мертвый Христос.

 

  Брюссель, 1602 — Париж, 1674

  Дерево, 68 х 197 см. Написана для аббатства Пор-Руаяль де Шан. Перенесена в Пор-Руаяль в Париже в 1710 г.; конфискована во время Великой французской революции

Карпаччо "Мертвый Христос"
Искусство Венеции 15 и 16 века. Возрождение.

Картина Витторе Карпаччо «Мертвый Христос». Размер картины 145 x 185 см, холст, темпера. Бездыханное тело Иисуса Христа на скамейке, покрытой белой холстиной и погруженные в печаль фигуры людей, расположившихся поодаль. Образ Христа, конечно, аллегоричен. Художник добавляет на фоне серого тревожного пейзажа засохшие растения, разбросанные кости и черепа, разрушенные постройки, усиливая психологическое восприятие, что со смертью Христа смятение и горе вошло не только в души, но и в жизнь убитых горем верующих христиан. 

 

Караччи "Оплакивание Христа"

 


Иисус лежит на плите, его оплакивают Дева Мрия и Св.Джон. Андреа Мантенья (1431—1506), Итальянская школа«Мертвый Христос»

 

Мертвый Христос поддерживаемый Ангелами.А.Мантенья

 

Аннибале Караччи

 

 

Жан Жак Геннер 1879г

 

Ниже размещены 3 картины Карло Кривелли:

Карло Кривелли — итальянский художник. Родился в Венеции в 1430 или 1435 году. Умер в 1495 в Асколи-Пичено. Происходил из семьи художников. Учился в Венеции и Падуе. Большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus).

Мертвый Христос,поддерживаемый двумя ангелами. 1470/75
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Pieta. Музеи Ватикана , Ватикан.

Жалость . 1470 Музей искусств, Филадельфия 

 

Пьета. 1500—1514 гг. Галерея Академии, Венеция.

 



"Оплакивание Христа" С.Ботичелли . 
Портрет показывает неподвижное тело Христа окружении Богородицы, Святого Петра и Марии Магдалины, Иоанна Богослова, святого Иеронима и Павла.

 

Джотто Оплакивание Христа

 

Пабло Воронезе « Оплакивание Христа »

Между 1576 и 1582 гг. 

Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия. 

 

 

Э.Мане "Мертвый Христос и ангелы"