О российском кинематографе или про «поле чудес в стране дураков».

«Спрос рождает предложение», сколько раз мы слышали это оправдание. Ведь человек, произносящий эти слова, фактически говорит следующее: «Ребята, я ни в чем не виноват, это не я аморален и беспринципен, это именно вам нужно то дерьмо, которое я создаю». Очень удобная позиция для человека, который пытается оправдаться. И делает он это не для нас, оправдаться он пытается в собственных глазах. Но если немного подумать, то станет совершенно очевидным тот факт, что не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. А вот это уже совсем неудобная позиция, потому что включившаяся когда-то алчность никак не может утолить жажду наживы. Понятно, что подобное происходит сейчас во многих отраслях, везде есть свои паршивые овцы. Но данная ситуация больше всего заметна в кино, точнее сказать, более наглядна. Стоит хотя бы на пару минут включить телевизор, и в глаза бросается та клоака, в которой сегодня мы все дружно находимся.

Сейчас значительная часть населения – менеджеры, и не важно как они себя называют в отдельных конкретных случаях. Это люди, задача которых состоит в том, чтобы взять товар и продать подороже. Правда чаще всего получается так, что между товаром и покупателем десятки перекупщиков. Не редкость, когда действия происходят по схеме из «Простоквашино» – чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное. Производств практически нет, вот так и живем, по 150 раз перепродавая что-то.

К сожалению, кино уже давно стало разновидностью товара. Чтобы его продать, сначала его надо все-таки создать, его не возьмешь в соседнем офисе, и не купишь где-нибудь за углом. Но даже здесь может существовать бесконечная цепочка перекупщиков между создателем и зрителем. И здесь не обошлось без менеджера. Имя ему продюсер. Через продюсера проходит денежный поток кинопроизводства. Ему не выгодно создавать хорошие и качественные картины по одной простой причине – хорошее кино требует хороших денег. Чем больше денег уйдет на кино, тем меньше их уйдет в карман. Большая часть денег сразу уходит в якобы неизвестном направлении. Мало того, заказ на создание фильма (либо сериала) может пройти через десятки рук, перепродаваясь из конторы в контору. Соответственно деньги, выделенные на кино, уменьшаются в геометрической прогрессии. Уже было не мало случаев, когда фильм не доходил до экранов, просто нечего было показывать, на бумаге фильм есть, в реальности его нет. В остальных случаях оставшиеся деньги уходят в кинопроизводство, но и в процессе начинают происходить различные ужимки. Казалось бы, «заработали» уже, но не даром слово «нажива» часто сопровождается словом «жажда».

Создав гильдию, продюсеры объединили свои усилия. С тех пор размеры зарплат киноработников значительно снизились. В большом количестве на место людей, действительно знающих свою специфическую профессию, стали приходить люди из дружественных нам стран, иными словами из бывшего СНГ. Зачем стали нанимать этих людей, которые порой о кино знают лишь то, что его показывают по телевизору, я думаю, объяснять не стоит. Но этого мало, экономика должна быть экономной. Чтобы побыстрее что-то продать, надо побыстрее это приобрести. Поэтому кино снимается все быстрее за минимальные деньги и минимальным количеством людей. Люди могут работать по 14-16 часов, и я думаю, что нет предела совершенству, наверное, можно работать и больше. В итоге, на выходе, мы получаем некачественный продукт. Именно продукт, потому что ни к культуре, ни к искусству ЭТО не имеет никакого отношения. Только одно радует – под данным продуктом, под которым лично мне было бы стыдно подписаться, продюсеры идут в титрах одними из первых. И это правильно, пусть страна знает своих героев.

А теперь про поле чудес. Государство пришло на помощь российскому кинематографу. Было принято решение выделить в 2011 году 4,3 миллиарда рублей (плюс к тем деньгам, которые выделяют ежегодно). Это неплохие деньги, на них можно снять с десяток действительно хороших фильмов, это если говорить о полнометражке. Казалось бы, если этим вопросом занимался лично В.Путин, наверное, из этого должно выйти что-то стоящее. Однако что происходит на данный момент. Деньги начинают потихоньку «делать ноги». Я так понимаю, что страна у нас очень маленькая и пейзажи не те, раз кино уезжает сниматься в дружественные нам страны. Дальше больше. В Украине говорят: «Зачем нам ваши люди и ваше оборудование? У нас есть все свое». Иными словами, надо нанимать снова украинских граждан и брать в прокат их оборудование. Казахи тоже молодцы! Чтобы в их стране поработал иностранный гражданин, в данном случае русский, надо чуть ли не в письменной форме заявить, что данный человек является таким профессионалом, которого нет у них. Попробуйте доказать, что именно вы должны работать в стране, в которой, прежде всего, трудоустроят своих граждан. Да и кто этим станет заниматься, если гораздо выгоднее для организаторов нанять более дешевую раб.силу. Обратите внимание на слова - для организаторов гораздо выгоднее. Простой вопрос – почему, если учесть, что кино снимается не на их личные деньги? В общем, и тут наши не катят. Точнее наши деньги катят, а вот люди – увы.

Представьте себе такую ситуацию. Живет некая семья. Живет впроголодь. Что сделает человек, принеся продукты домой? Наверное, накормит, прежде всего, своих домочадцев? А наш герой отдает ее соседям. Может быть он такой сердобольный, и, слушая о том, как плохо им живется, просто жалеет их? Но если он действительно сердобольный, он не станет отнимать что-то у своих домочадцев. Так что одно из двух, либо он выжил из ума, либо кто-то его хорошо дурит. Помните сказку про Буратино? Там есть замечательный момент про поле чудес в стране, сами знаете какой. Он прекрасно описывает данную сложившуюся ситуацию. Я нисколько не сомневаюсь в разумности нашего премьера, так что остается второй вариант. Интересно, каково быть одним из главных в стране дураков?

Что получится в результате, время покажет. Но одно могу сказать точно, вряд ли это можно будет назвать российским кино, разве что в очередной раз на бумаге, а она, как известно все стерпит.