Памяти Рудольфа Баршая

Государственный камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина открывают свой филармонический абонемент концертом «памяти легендарного музыканта - Рудольфа Баршая». Баршай создал Московский камерный оркестр, который уже в новой российской истории получил своё нынешнее название и статус государственного камерного оркестра. Именно в качестве основателя и многолетнего главы Московского камерного оркестра Баршай снискал мировую славу выдающегося дирижёра. Этот коллектив даже после отъезда Баршая на Запад был образцом стиля и исполнительского мастерства. Высокую планку задавал сам Баршай, блестяще владевший не только дирижёрским искусством, но и композиторским талантом. Им сделано множество переложений для камерного оркестра разной музыки, но больше всего в качестве аранжировщика он обращался к своим любимым И.С.Баху и Шостаковичу. Предпочтения маэстро учтены в программе-посвящении современного ГАКОР под управлением Уткина. Важное место в концерте отведено произведениям И.С.Баха и вокально-инструментальной музыке его современников. Камерная симфония Шостаковича прозвучит в аранжировке для камерного оркестра самого Баршая. А исполнением вокально-симфонического опуса «Сонеты Шекспира» незаслуженно недооценённого Александра Локшина (1920-1987) ГАКОР продолжает важнейшее направление репертуарной политики Баршая, всегда уделявшего пристальное внимание к музыке XX века и своих современников. С Московским камерным оркестром Р.Баршай исполнил массу новых произведений советских композиторов, в том числе Четырнадцатую симфонию Шостаковича. Баршай вообще был дружен с Дмитрием Дмитриевичем, а после своего отъезда из Советского союза в 1975 году, и уже после смерти Шостаковича, записал с оркестром Западногерманского радио цикл всех его симфоний.
В ноябре 2010 года Баршай умер в своём доме в Швейцарии. В том же 2010-м Алексей Уткин занял пост художественного руководителя Государственного камерного оркестра России. «В этой программе мы отдаем дань уважения и низко кланяемся выдающемуся музыканту, который являлся образцом честного, самоотверженного служения искусству и поразительной вдохновенности своим делом», - говорит Алексей Уткин. – «Создание Московского камерного оркестра стало делом его жизни. И та самоотдача и увлечённость, с которыми Баршай работал со своими оркестрантами, позволили ему создать коллектив, обладающий небывалым для нашей страны того времени уровнем профессионализма. Чувство стиля, вкус, детальная проработка каждого нюанса в исполняемой музыке, высочайшее исполнительское мастерство, которыми отличался камерный оркестр Баршая, - всё это казалось просто неподражаемо! К сожалению, в эпоху творческого расцвета Баршая я был еще довольно юным, и основные впечатления от его мастерства мною почерпнуты из рассказов коллег-музыкантов камерного оркестра «Виртуозы Москвы», многие из которых работали с Баршаем в Московском камерном оркестре и были так восхищены его талантом, что едва ли не легенды слагали о маэстро. Многие знания и навыки, полученные мною от опытных коллег-оркестрантов косвенно переданы мне Баршаем – ведь музыканты, работавшие некогда с ним помогли мне впитать массу важных деталей профессии. Сегодня мне очень важно сохранить тот дух и настрой увлечённой, творческой атмосферы, который существовал в коллективе во времена Баршая. Хотя сейчас реалии иные. Исторические перипетии не минули оркестр, основанный Баршаем. И нынешний Государственный камерный оркестр – это практически новый коллектив, из молодых музыкантов, с новыми, пускай еще только зарождающимися, но уже прочными традициями. А один из важнейших принципов, которые нам с ГАКОР хотелось бы развивать – это присущая «баршаевскому камерному» атмосфера честности и добросовестного отношения к тому делу, которым мы занимаемся.»