Парадигмы литературного образования. Содержание литературного образования. Критерии отбора художественных текстов для изучения. Часть 6

Однако ученик в процессе обучения литературе должен усвоить не только знания, но и способы и алгоритмы деятельности. Ведь знание методики и технологии и работы текстом, построения связного высказывания – это тоже знание. Но репродуктивное усвоение готового знания делает процедуру усвоения способов деятельности трудновыполнимой.

Мало того, в идеале ученик должен отрефлексировать свои знания. «Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя <…> совокупность следующих компонентов:

• “знаю Что" (информация о содержании своего знания и незнания);

• “знаю Как" (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

• “знаю Зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

• “знаю Я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации)» [Краевский В. В., Хуторской А. В. С. 175].

Необходимо отметить, что в приведенной цитате последовательно различаются знания и информация. Первые трактуются как присвоенная, «осмысленная» информация.

Все сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:

Первый. Учебный предмет Литература не представляет собой основу науки, ведь науки Литература просто напросто нет. Но это не значит, что такого предмета не должно быть в учебном плане школы. Литература – это вид искусства, последнее тоже помогает ученику познавать реальность, мир вокруг себя.

Второй. Содержание предмета должно быть сориентировано не на логику науки, а на логику научения, причем научения восприятия искусства как способа познания и создания мира.

Третий. В состав содержания литературного образования необходимо включить и технологическую составляющую. В ситуации смены «модели чтения», речь о которой еще впереди, обучение выбору стратегии чтения художественного текста и поиску адекватной формы работы с ним становится задачей едва ли не важнейшей.

Четвертый. Опыт творческой деятельности и эмоционально ценностных отношений реализуется школьником через создание интерпретации прочитанного, последняя осознается им как личностно значимая ценность, потому что, создавая ее, ученик читатель отвечает на вопросы, возникшие перед ним в процессе чтения текста, а не навязанные извне. Так осуществляется реальный «выход в жизнь».