Перспективная автоматизация или как повысить лояльность клиентов розницы и общепита

В 2011 году Свердловская область наконец обогнала северную столицу по обороту розничной торговли и, уступив место лишь Москве и Московской области, заняла место в тройке российских регионов-лидеров. Среди субъектов Российской Федерации по объему оборота оптовой торговли область занимает 4 место, по объему оборота общественного питания – 5 место. Количественные показатели естественным образом переходят в качественные, ведь покупатель становится все более разборчивым. Поэтому владельцы розничных магазинов и заведений общепита вынуждены идти в ногу со временем, используя все новые технические новинки для улучшения сервиса и систематизации учета на своих предприятиях.

Все большее значение начинает играть узнаваемый бренд торгового предприятия, поэтому, активными игроками на рынке ритейла и общепита становятся сетевые объединения, которые тиражируют шаблоны качества по всем своим филиалам. Гарантировать соблюдение единых стандартов позволяет установка сходного комплекта оборудования в нескольких магазинах и возможность централизованного управления ассортиментом при помощи получаемой в центральном офисе или на складе информации о продажах в конкретных точках.

Сетевой принцип развития активно используется и в продовольственном, и в non-food-ритейле, а также в сфере общественного питания. Например, специалисты компании БИТ (1С:Бухучет и Торговля) обеспечили быстрое обслуживание на кассовых узлах и гарантировали возможность эффективного управления ассортиментом, ценообразованием и финансовыми потоками сети «DiTi», которая занимается розничной продажей кожгалантереи от итальянских и румынских производителей. Высокое качество обслуживания покупателей в сети магазинов «TOP Beer», специализирующейся на продаже разливного пива, обеспечивает верно подобранный специалистами БИТ комплект оборудования и программного обеспечения.

В Екатеринбурге продолжают активно открываться новые торговые центры. Например, на 2012 год намечено открытие ТРЦ «Радуга-парк» и «Призма», ТЦ «Атлант» и «Панорама». Объем рынка ТЦ с 2005 года в городе растет в среднем на 30% в год, и в этом году Екатеринбург с 1 000 кв. м на 1 000 жителей уже перешагнул средний европейский стандарт обеспеченности торговыми площадями. Понятно, что в этих условиях значительно повышаются требования потребителей к качеству торговых комплексов, которое формируют в том числе отдельные магазины арендаторов. Поэтому сегодня конкурировать с другими торговыми предприятиями сможет тот магазин или ресторан, где покупатель будет уверен не только в качестве продукции, но и в высоком уровне сервиса.

Улучшить качество работы заведения общественного питания позволяет автоматизация с использованием специализированного программного обеспечения и торгового оборудования. Одним из простых и популярных вариантов автоматизации заведений ресторанного бизнеса является совместное использование следующих программ и оборудования:
• Для проведения калькуляции, производственного учета, отражения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями законодательства РФ используется программа «БИТ:Ресторан» класса back-office;
• На рабочее место официанта в ресторане или кафе устанавливается POS-система, в состав которой входит сенсорный моноблок, принтер чеков и считыватель магнитных карт и программное обеспечение, а рабочие места бармена и кассира дополняют фискальным регистратором (принтером документов для ЕНВД) и денежным ящиком. Например, в качестве front-office используется ПОС-система «ForPOSt Официант 15” JIVA» или «ForPOSt Кафе 10”» c программным обеспечением Frontol;
• Основой для расчетов с покупателями и учета продаж в небольших кафе служит программное обеспечение Frontol.Кафе, которое обеспечивает быструю и бесперебойную работу кассового узла и позволяет работать со скидочными программами и дисконтными картами.

Перечисленные программы могут обмениваться данными друг другом, что позволяет создать единое информационное пространство на всех этапах деятельности ресторана или кафе. Таким образом, администратор и управляющий могут контролировать работу персонала и быстро получать необходимую информацию о продажах, а линейный персонал получает удобный инструмент для качественного обслуживания клиентов.

Так, в придорожное кафе «Святая Русь» в 140 км от Екатеринбурга, в котором специалистами БИТ был установлен комплект торгового оборудования и программа «БИТ:Кафе 8», в результате автоматизации в 2 раза сократилось количество ошибок с заказами. Кроме того, упростилась работа по калькуляции стоимости заказа.

Автоматизация с применением торгового оборудования позволяет значительно снизить загруженность всего персонала в заведении. С помощью карманных компьютеров официанты могут принимать заказы не отходя от клиента, демонстрируя мобильность и качество работы. Для оповещения о заказе повара на кухне также используются современные технологии. На кухне устанавливается принтер чеков со звонком (сервис-принтер) – заказ в этом случае распечатывается в виде чека со штрихкодом, и после приготовления блюда повар сканирует ручным сканером штрихкод. Более современная технология - на стене кухни вешается сенсорное табло «путь повара», на котором в порядке поступления высвечиваются заказы, а приготовленные блюда повар отмечает на экране. В обоих случаях готовность блюда сразу отражается на POS-терминале официанта, при необходимости сигнал также выводится на пейджер или карманный компьютер официанта. Таким образом официант всегда знает о готовности блюда и не тратит время на напрасное ожидание заказа в кухне. Также подобная автоматизация заметно повышает лояльность клиентов, поскольку заказы обрабатываются быстро, качественно и без ошибок.

Мировые тенденции в области обслуживания клиентов в заведениях ресторанного бизнеса сводятся не только к мобильности персонала, но и к самообслуживанию гостей. Для этого существует система «электронного меню» eMenu – это интерактивное меню, размещенное на сенсорном дисплее у каждого стола или бара либо на планшете, приносимом гостю официантом. Меню позволяет гостям самостоятельно выбирать и заказывать блюда (рассматривая красочные фотографии, знакомясь с калорийностью и способом приготовления блюд), а так же пользоваться большим количеством развлекательных сервисов (играть, слушать музыку, смотреть видео и т.д.). Владельцы же заведения получают ускорение обслуживания, увеличение оборачиваемости столиков и среднего чека, а также прекрасную возможность продвигать новые меню, специальные предложения и фирменные блюда своего заведения. По статистике, оборудованные системой электронного меню столики в среднем приносят на 20-25% больше дохода, а оборот использующих eMenu заведений увеличивается вплоть до 40% по определенным блюдам и напиткам.

Также на рынке устойчиво сохраняется тенденция по предотвращению краж и ошибок со стороны персонала заведения. Для этого как в розничных магазинах (обычно сегмента food), так и в заведениях фаст-фуда используются системы видеоконтроля кассиров – например, система Чек-ТВ. Это решение успешно внедрено специалистами БИТ в ресторанах быстрого питания китайской сети Zen-Zen в Москве – к камерам на кассовых узлах подключены устройства «Чек-ТВ», которые позволяют осуществлять видеоконтроль за кассовыми операциями путем наложения текстовой информации из кассового терминала на видеопоток. Это исключает возможные потери из-за ошибок и правонарушений кассиров.

Выделиться среди конкурентов и повысить лояльность покупателей помогают дисконтные системы с развитой программой скидок. Для того, чтобы структурировать сезонные скидки, накопительные скидки и снижение цен для отдельных категорий покупателей, необходимо применение программного обеспечения и оборудования, позволяющего вести базу клиентов и принимать магнитные карты.
Извлекать выгоду из программ лояльности позволяют специализированные программы учета, которые наряду с этим дают возможность снизить затраты и грамотно и своевременно выстраивать ценовую политику. Сегодня дисконтные системы используются отнюдь не всеми предприятиями Екатеринбурга, в том числе, из-за расходов на печать карт. Поэтому карты, напоминающие клиенту о предприятии каждый раз, когда он открывает кошелек, в том числе, свидетельствуют о престижности заведения.

"1С:Бухучет и Торговля"
KKM.SU
1С:Розница 8
БИТ:Кафе 8
БИТ:Ресторан 8