Профессия ХОЗЯИН

- У кого-то бизнес "прет" (ну или "пер" до кризиса), у кого-то - еле плетется.  - У одного на работе все заняты делом, у другого - сплошь интриги и клановость. - У одного фирма - это "семья" со всеми полюсами и минусами, у другого - деловая команда, у кого-то - концлагерь. - Один платит сотрудникам "с барского плеча", другой - по результатам. - Один рулит сам, другой нанимает управляющего. - У одного порядок, у другого - бардак. Бизнесменами становятся разные люди и разными путями.

Всегда ли собственник эффективен? Ну конечно, нет! При всем моем уважении к бизнесменам, они же - основной источник рисков для своих компаний. Потому что все мы люди, а люди не идеальны. И все свои человеческие особенности переносим, в том числе, и на свой бизнес.

Фрилансер-одиночка

Он работает сам на себя. Но бизнесменом его назвать сложно, хотя предпринимателем - пожалуй, да. Бизнес - это система, которая может (в принципе) работать без участия своего владельца. А здесь: уехал в отпуск - и все встало.

Трудяга

Наверное, самый распространенный в России тип владельца мелко-среднего бизнеса. Сам создал бизнес, как правило, с нуля. Часто разбирается в предмете бизнеса лучше каждого своего сотрудника, т.к. прошел все этапы: часто на заре бизнеса сам оказывал клиентам услуги, и сам же их продавал. А иногда делает это и по сей день. Очень авторитетен в коллективе и у клиентов. Основная беда - часто все завязано лично на него: от клиентов до покраски стен в офисе. Он работает по 16 часов в сутки, и все равно всего не успевает. Поэтому и бизнес доходит до пределов своего роста (обычно около 50 человек), а потом либо стагнирует, либо сжимается. Что делать? Формализовывать бизнес, конечно. Так, чтобы бизнесом руководили не только вы лично, но и команда управленцев. С прицелом на то, чтобы "вырастить" грамотного управляющего, которому отдать должность если не генерального директора, то уж исполнительного - точно. Естественно, что передать бизнес в том виде, в котором он есть, обычно нереально - все быстро развалится. Именно поэтому надо перевести его в стадию регулярного менеджмента, когда работа строится не через "вашу мать", а через четко отлаженные механизмы. Описаны процессы, понятны цели каждого подразделения и должности. Выстроена система контроля и система мотивации, которая даже в ваше отсутствие направляет всех сотрудников в нужную вам сторону.

"Мозг"

Во главе многих бизнесов стоят очень умные люди: выпускники МГУ, МИФИ, ФизТеха, Бауманки и т.д. Особенно их много в компьютерном бизнесе. У таких людей бизнес, как правило, изначально строится разумно. Обычно в компании внедрены современные ИТ-системы. И в целом дела обстоят весьма хорошо. Из типичных перекосов: чрезмерное увлечение ИТ, когда создается иллюзия, что стОит, к примеру поставить Project Server - и управление проектами у нас наладится. А на самом деле, это иллюзия: сначала надо построить и отладить бизнес как систему, и только потом - ее автоматизировать. А попутно - вовлечь и обучить весь персонал: от топов до рядовых исполнителей. Иначе компьютеры - просто гора железа. Ну и нестареющая тема - управление людьми: часто "мозгу" кажется, что человек должен быть таким же элементом системы, как и компьютеры. Увы, как сказал кто-то из великих: "Бизнес - это очень простая вещь. Единственная сложность в нем - это люди" ;)

Инвестор

Человек вложил деньги в бизнес, и надеется, что, как минимум, вернет их, а лучше - с прибылью. Здесь успех зависит от того, кто управляет вашим бизнесом, и насколько управляющий компетентен и порядочен, а бизнес - прозрачен и эффективен. Хорошим инвестором может быть только зрелый человек, который "понюхал пороху", сам не раз создавал успешные бизнесы. Иначе, даже если у вас есть деньги, то вы их с высокой вероятностью потеряете.

Грамотный инвестор должен хорошо разбираться в: - Финансах: бизнес строится на расчетах. - Той сфере бизнеса, куда он инвестирует деньги (это одно из правил самого успешного инвестора в мире Уоррена Баффета). Желательно еще и любить эту сферу. - Людях: важно понимать, кому ты собираешься доверить свои деньги. Ну и иметь хорошую интуицию на первое, второе и третье :)

Важно выстроить систему контроля, которая позволит вам с минимальными затратами времени понимать состояние дел в бизнесе. Желательно обладать хорошими связями в самых разных сферах и структурах. Потому что любые серьезные проблемы вашего бизнеса решать будете именно вы.

Какого же собственника можно считать эффективным? Он может относиться к любой из вышеописанных категорий. Главный критерий:

При нем бизнес развивается во благо клиентов, самого собственника, сотрудников и общества в целом.

Все остальное - не столь важно.

Как же стать эффективным собственником?
 

Серия сообщений "БИЗНЕС, коммерция, развитие предприятия и ошибки":
Как двигаться в правильном направлении, пути решения, ошибки и многое другое

Часть 1 - Профессия ХОЗЯИН
Часть 2 - Секрет того, как избавиться от постоянной тревоги из-за нехватки времени, заключается не в увеличении часов работы, а в правильном планировании этих ч