ПСИХОЛОГИЯ

Эмоциональная партитура.
«Мазурка» Н.Бакланова.
8 тактов: весело, радостно
4 такта: ласково, тихо
4 такта: устремленно
8 тактов: нежно
4 такта: восторженно
4 т.: торжественно
8 тактов: затаённо

Маршрут внимания.
Начинать плотным звуком, широким смычком, обратить внимание на акценты. Смена струн, качественное звукоизвлечение, чередование легато и деташе – координация движений. Во 2 цифре обратить особое внимание динамику, начиная от piano постепенно перейти к насыщенному forte. Распределение смычка – восьмушки играть небольшим смычком, внимательно следить за координацией обеих рук, особенно в гаммообразных движениях. Уделить внимание распределению смычка на forte и piano. На forte более широкие движения и нажатие на струну, на piano небольшие четкие движения с более слабым давлением на струны.
21.05.12

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

I. Ученица 3-го класса, 12 лет.
Ребенок достаточно заинтересован в обучении, понимает музыку, интересуется новыми произведениями, быстро обучаем, но неусидчив, капризен, проблемы с дисциплиной. Музыкальную школу посещает усердно, особенно уроки хора, но домашние занятия практически отсутствуют, имея цепкую память, она быстро выучивает наизусть, поэтому не считает должным много заниматься, не понимает важность домашних занятий, попросту ленится. Подвижный ребенок, которого сложно организовать, всё у нее зависит от настроения, часто отказывается выполнять требования учителя, мотивируя обычным «не хочу». Девочка способная, добрая, умная, с хорошей памятью, но опять же из-за личностных нюансов характера, материал усваивается в меньшем объеме, нежели ей доступном по силам.
II. Достаточно развит музыкальный слух, прислушивается к интонации, но на сцене часто зажимается и уже не слушает себя. Быстро и достаточно точно может читать с листа, но к ритму относится пренебрежительно. Уже может без особых трудностей усваивать продолжительные произведения (концерт). Память очень хорошая, большей частью визуальная, иногда учит текст глазами. Заинтересована в узнавании нового, изучении и понимании процессов постановки, игры. Быстро реагирует на замечания в плане игры, самостоятельно умеет исправляться,- интонационно, постановочно. Умеет рассчитывать свои силы, но часто ленится, спорит с учителем, зачастую разговаривает дерзко, но опять же зависит от настроения, иногда уроки проходят идеально: она внимательна, усидчива, работоспособна, выполняет все требования, прислушивается к словам учителя.
III. Ей пока сложно художественно воспринимать материал, но она старается передать звуком особенности динамики, некоторой фразировки. Есть проблемы с ритмической основой. Хочет играть взросло, быстро, а технических возможностей не всегда достает. Часто начинает торопиться. комкать материал, зачастую не слушает аккомпанемент, сложно заставить считать, играть ровно и точно.
IV. На сцене немного зажимается, хоть и говорит обратное, выступать не очень любит. Внутренне начинает волноваться, от этого теряет в интонации, изредка в тексте. Хорошая координация движений, звукоизвлечение, но присутствует некоторая зажатость рук, особенно в техничных местах.
V. Хорошо обучается, но из-за отсутствий систематических домашних занятий, медленно усвояются новые элементы техники, штрихов, не работает над вибрацией.
VI. Пока рано говорить о самостоятельности и осознанности в работе. Но хорошо ориентируется в новом тексте, читает с листа, знает термины. Заинтересованно слушает игру учителя, пытается подражать и более чутко относиться к нюансам, штрихам, написанным в тексте.
VII. За год выросла в плане усвоения материала, постановки аппарата, но темп работы замедляется из-за неусидчивости, частого нежелания что-либо выполнять, работать, играть. Музыкальный кругозор недостаточно развит.
VIII. Необходимо заставить ребенка заниматься дома, слушать музыку, больше читать с листа, знакомиться с разными композиторами. Ее необходимо постоянно заинтересовывать в работе, находить оптимальные произведения, интересные ей и дающее развитие в техническом отнош
Ее необходимо постоянно заинтересовывать в работе, находить оптимальные произведения, интересные ей и дающее развитие в техническом отношении. Необходимо развивать образное мышление. Подбор интересного и разнопланового материала в этом случае играет большую роль.

Конфликтные ситуации.
На моих уроках зачастую возникает такая конфликтная ситуация: ребенок отказывается выполнять требования учителя, начинает капризничать, садится на стул и отказывается брать скрипку в руки. Откровенно говоря, начинает ныть, громким голосом оглашая класс. Мотивирует это множеством «не хочу и не буду». Мне сложно убедить его в обратном. Я никогда не кричу на детей. Не повышаю голоса, но настойчиво пытаюсь объяснить важность занятия, строго говорю о положении ученика и учителя, о необходимости выполнения требований, поставленных учителем. Если ученик совершенно отказывается работать, пытаюсь заинтересовать, отвлечь, увлечь-таки его в мир музыки. Ищу компромиссы.

Вообще, я стараюсь вести себя корректно и психологически грамотно, дабы избежать конфликтных ситуаций. Я слежу за психологическим состоянием ребенка и тем, в каком настроении и состоянии он пришел на урок.

Эссе
«Моя модель современного музыкального образовательного заведения»

Я считаю музыкальное образование важной составляющей жизни любого образованного человека. С малых лет, развивая музыкальные и творческие способности, раскрывая ребенка с разных сторон, к концу обучения мы увидим более чуткую, гибкую, разнопланово-развитую личность, нежели если бы музыкальное образование отсутствовало. О его плюсах можно говорить очень много. Но как обучают в наших муз. Школах, училищах, колледжах, ВУЗах?
Муз. школа – начальная ступень становления, развития ребенка. Уровень своей муз. Школы я оцениваю достаточно высоко. Меня сумели заинтересовать учителя-профессионалы, имеющие индивидуальный подход к каждому ученику, интересно и грамотно раскрывающие темы уроков, требующие не простой выученности материала, а понимания его. Специальность – уже становится чем-то более, чем просто уроком. Тут не просто формалистический подход, механистические тренировки, тут начинается образное мышление, здесь заставляют думать, размышлять, учиться передавать мысль звуком или голосом. Очень важно совмещать учебу с творческими моментами, которые возбуждают интерес и к уроку и к миру музыки вообще. Мне кажется важным еще и сама атмосфера муз. школы. Не просто серое безликое здание. В нашей школе на каждом этаже висят красивые картины-портреты известных композиторов, в классах много интересных статей из их жизни. Ребенок сразу начинает как-то иначе относиться и к этому зданию, и к роли этой школы в его жизни. Даже какая-то гордость, желание развиваться, учиться, узнавать, может, даже еще не осознанное. Думаю, в наших школах не так много минусов.
В Колледж поступают ребята 15-17 лет. Либо после 9-го класса, либо после 11-го. Здесь опора, конечно, на специальные, музыкальные предметы, уделение большого внимания самой специальности, выступлениям на сцене – развитию артистизма, обретение свободы игры, более глубокое и вдумчивое понимание произведений, своего дела, будущей профессии.
Расширение знаний о стилях, эпохах, новые спец. предметы, другой уровень ответственности. Но кроме этого мне не хватало школьных предметов, например, алгебры, биологии, физики, химии, немецкого и других. Я бы добавила студентам после 9-го класса особый курс школьных предметов. Еще в нашем колледже был театр. Раскрытие себя на сцене с другой стороны, умение свободно говорить, чувствовать себя, реализовывать не только сугубо по своей специальности,- всё это я считаю очень интересным и немаловажным в становлении будущего музыканта-профессионала.
В училище как и в консерватории возникают проблемы со свободными классами для занятий. Много времени уходит на ожидание или «гонку за классами». Иногда пол дня может пройти впустую. Хотелось бы, чтоб таких проблем в будущем не было.
Еще один минус – расписание занятий. Они растянуты на весь день, фактически с 9 утра до 7-9 вечера, много «окон», опят
21:5