Школьный литературный анализ художественного произведения. Часть 15


Вопросы и задания



Составляем глоссарий


Составьте словарную статью «Школьный анализ художественного произведения».


Работаем с текстом


1. Составьте развернутый план лекции. Выделите тот (или те) пункт( ы), который( ые) показался( лись) вам наиболее интересны!^ ми) и разверните его (или их) в тезис.

2. Прочитайте текст лекции с использованием стратегии «Обзор». Материал лекции должен быть частично знаком вам (проблема анализа – это проблема в первую очередь литературоведческая). Эта стратегия может быть пошагово описана следующим образом:


3. Составьте кластер (или таблицу) «Соотношение литературоведческого и школьного анализа художественного произведения».


Отвечаем на вопросы, выполняем задания


1. Какие из подходов к разбору художественного произведения в методике преподавания литературы XIX в. представляются вам наиболее современными и перспективными? Чьи исследования вы планируете обязательно прочитать?

2. Сравните систему составных элементов анализа произведения, предложенную В. В. Голубковым в начале XX в., с той, которая предлагается сейчас. Что изменилось в подходах к анализу произведения в школе сегодня?

3. Если вы уже знакомы с практикой преподавания литературы в школе, то что еще, на ваш взгляд, мешает сегодня эффективному осуществлению анализа произведения на уроке?

4. Чем школьный литературный анализ отличается от литературоведческого? Назовите 3–4 основных отличия.

5. Как вы понимаете принцип целостного анализа художественного произведения? Приведите пример его осуществления на практике (в том числе и из своего ученического опыта).

6. Приведите пример претворения какой либо литературоведческой концепции анализа произведения в условиях урока. Покажите, как литературоведческий анализ будет трансформироваться в школьный. Напишите небольшое методическое обоснование к своему примеру.


Рефлексия


Перечитайте внимательно фрагмент лекции, посвященный дискуссии об анализе художественного произведения в школе. Какую точку зрения вы готовы защищать? Почему? Аргументируйте позицию в своем защитном слове.


Читаем дополнительно


1. Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

2. Демидова Н. А. Вопросы изучения поэтики художественных произведений в школе // Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании: Голубковские чтения / сост., ред. О. Ю. Богданова. – М., 1995.

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 2005 (или любое другое издание).

4. Лихачев Д. С. Литература – Реальность – Литература. – Л., 1981.

5. Лотман Ю. М. Воспитание души. – СПб., 2003.

6. Молдавская Н. Д. Воспитание читателя в школе. – М., 1968.

7. Подругина И. А. Типология анализа эпического произведения на уроках литературы. – М., 2000.

8. Сосновская И. В. Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах: монография. – Южно Сахалинск, 2007.

9. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. – М., 2006.

10. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999 (или любое другое издание).