Симфоджаз Гершвина

alexeykleptsin.ru/index.php...=2&nums=84

Американский композитор Джордж Гершвин родился в США в 1898 году. Его предками были выходцами из Украины по фамилии Гершуни.

Я иногда размышляю над секретом популярности творчества этого композитора.
Гершвин когда-то работал в Нью-Йоркском нотном магазине - это было в самом начале Двадцатого века. Тогда не было радиостанций и нужно было как-то раскручивать ту музыку, которая была напечатана в продававшихся нотах.

Гершвину приходилось в магазине наигрывать для посетителей эти мелодии, но самое гениальное заключается в том, что он по нескольку часов в день разгуливал по людным местам Нью-Йорка, и в том числе спускался в метро, где со свойственной ему непосредственностью насвистывал эти же мелодии. Так они становились популярными и ноты быстро раскупались.

Этот оригинальный ход я не зря привел здесь, чтобы вы поняли, что творчеству Гершвина вообще была свойственна смелость, свежесть и некая отчаянность в хорошем смысле этого слова, но самое главное - это его нестандартность и неуемная жизнеутверждающая энергия, которая пропитывает всю его музыку, будь то Фортепианный концерт, Расподия в стиле блюз, или опера "Порги и Бесс", фортепианные вариации "Я ощущаю ритм", "Американец в Париже" и конечно же множество песен им написанных для различных музыкальных ревю.
Гершвин безусловно мелодист, дитя своего времени, живо ухвативший зарождающийся с Соединенных Штатах ДЖАЗ.

Как и всякому гению Гершвину становилось тесно в обычной фортепианной фактуре и его потянуло к оркестру с его богатством красок, полифоничностью, огромными возможностями для симфонической разработки тем. Для этого Джордж поехал в Париж и встретился с Морисом Равелем, всеми признанным тогда мастером оркестра всемирно признанному композитору. Гершвин предложил Равелю позаниматься с ним оркестровкой и композиторской техникой в плоскости блюзовых мелодий. На это предложение Равель, улыбнувшись ответил: "Зачем Вам, дружище быть вторым Равелем - будьте первым Гершвиным!".
К моменту написания своей "Расподии в голубых тонах" как ее еще называли, о Гершвине уже в серьез говорили такие метры музыкального мира как Сергей Прокофьев,Игорь Стравинский, кстати, присутствовавший на премьере Рапсодии, Имре Кальман , дирижер Тедеско Непплс и многие другие.

Гениальным решением композитора было соединить симфонический оркестр и традиции блюзового исполнения. Такое счастливое совпадение явило миру новый музыкальный стиль - Симфоджаз. Конечно, сегодня в этом жанре уже никто не работает. Симфоджаз явился прообразом грядущих за ним эстрадно- симфонических оркестров, джазовых оркестров и других составов, до той поры еще не существовавших.

Гармонический и мелодический план гершвиновских мелодий явился основой для музыкального и поэтического материала сотен мьюзиклов, ревю и шоу, вся лучшая мировая эстрадная музыка впитала в себя эти традиции.

Гершвин, видевший и слышавший не однажды настоящих негритянских импровизаторов, сумел воплотить в своей музыке этот неувядающий жизненный ключ, буквально животную энергию, исходящую из недр человеческой души и, несомненно, заражающую собой все живое вокруг. Вот так и согревает нас этот африканский темперамент, подобранный и облагороженный гением Великого Гершвина.

Умер Джордж Гершвин, как настоящий музыкант, на сцене, потеряв сознание, так и не придя в себя в 1937 году. Врачи диагностировали у него рак мозга.