Собеседование (часть 2)

Что и как стоит говорить на собеседовании.
Продолжая тему прохождения собеседования, я хочу в этой статье уделить более пристальное внимание одному из самых существенных факторов успеха – навыкам управления разговором и произведения нужного впечатления на интервьюера. Упор сделаем на то, ЧТО и КАК нужно говорить.
Слыша голос человека, мы всегда представляем его психологический и физический облик. Кто-то более ярко, кто-то менее, но представляем всегда. Так вот, что касается эмоционального состояния Вашего собеседника, можете смело доверять своим ощущениям – они точны на 95%. Личностные качества Вы сможете определить с надежностью 80%. С внешним видом сложнее – от 10% до 85% точности. Последнее для Вас не актуально (не в эксперты идете), так что можете пропустить. Сразу оговорюсь: приведённые данные – это не фантастика, а результат длительных многоплановых исследований, причем такие результаты показывают самые обычные люди.
Для чего я Вам это сейчас рассказал? Для того, чтобы Вы поняли, что, если внимательно «вслушаетесь» в голос и манеру говорить Вашего интервьюера, то сможете сразу построить его психологический портрет, а значит, поймете его сильные и слабые стороны, настроение, индивидуально-психологические особенности. Опираясь на эту информацию, Вы можете выстроить максимально эффективную стратегию разговора именно с данным конкретным человеком. Понимая, что за человек перед Вами, Вы его уже наполовину победили. Вторая половина победы – Ваше грамотное дальнейшее поведение. Стоит отметить, что при специальном обучении можно существенно увеличить скорость и точность оценки личностных качеств собеседника, а также выработать эффективные и надёжные навыки воздействия на него.
Теперь о правилах окончательной победы.
Наш голос обладает эффектом эмоционального заражения. Вспомните Ваш жизненный опыт. Монотонный голос собеседника убаюкивает, отключает Ваше внимание. Красивый, богатый интонациями голос, наоборот, привлекает Ваше внимание, заражает Вас своим позитивом. Это я к тому, что, если Вы хотите научиться управлять разговором, быть всегда привлекательным и интересным для Вашего собеседника (делового партнера, подруги или друга, слушателей докладов и т.д.), используйте для этого Ваш голос. Меняйте его, добавляйте разных эмоций, делайте его то громче, то тише.
Чем разнообразнее голос, тем большее доверие вызывает его носитель. Исследования показали, что приятный голос, который обладает широким диапазоном своего выражения, бессознательно к себе располагает. Что бы Вы ни говорили, предоставляемая Вами информация вызывает доверие у Вашего собеседника. Он вслушивается в гармонию Вашего голоса, очаровывается ею, и перестает рационально анализировать то, о чем Вы ему рассказываете.
Этот механизм закладывается ещё в детстве. Младенец, слыша голос, настраивается на его эмоциональную волну, «решая», улыбнуться этому человеку или заплакать от страха. Можете даже провести эксперимент: расскажите ему ласковым, приятным голосом о том, как Вас достали цены в магазине. Он точно будет счастлив!
Люди на 85% при принятии решения ориентируются на то, КАК сказано, и лишь на 15% на то, ЧТО сказано. Это, кстати, Вам руководство к тому, как очаровывать противоположный пол, а также важная информация, если Вы хотите кому-то что-то выгодно продать. Например, себя на собеседовании (не подумайте, речь не о работорговле. Этот пункт я анализировал в предыдущей статье о прохождении собеседования). Не забывайте: Ваш уверенный, эмоциональный, теплый голос сделает большую часть работы для окончательной победы, а вот скучный, тихий, дрожащий голосок создаст образ такого же забитого жизнью человека.
Внимательно отслеживайте, чтобы между контекстом ситуации и тем, как Вы говорите, не было грубого расхождения. Не надо громко и ярко самовыражаться, если Ваш собеседник в трауре: такая веселость человека не переключит, а лишь еще сильнее покажет, что он Вами не понят. Это несколько преувеличенный пример, просто чтобы Вы поняли, о чем идёт речь. Из опыта работы тренером могу привести более распространённую ситуацию, когда менеджер, волнуясь и запинаясь, говорит клиенту о том, что он представляет крупную, солидную компанию… Это вызывает недоверие и к менеджеру, и к самой компании. А вот если этот же менеджер сразу, улыбнувшись, добавит, что он – начинающий сотрудник, поэтому очень волнуется и просит за это прощения, то ситуацию поменяет в корне. Во-первых, он даст человеку логичное объяснение возникшего несоответствия. Во-вторых, он проявит эмоциональную открытость, что практически всегда вызывает ответное движение навстречу.
Так же и на собеседовании не нужно неадекватной веселости, залихватского оптимизма по типу «Где наша не пропадала, справимся!». Ваш голос должен адекватно отражать изменения ситуации, добавлять эмоциональности там, где это нужно, или же наоборот, деловитости и жесткости. Нет ничего страшного в том, что на провокационный вопрос, готовы ли Вы переманить клиентов с прежнего места работы, Вы ответите достаточно жестким голосом свое твердое «Нет!»: этим Вы покажете себя человеком с развитой системой ценностей, который имеет чувство собственного достоинства.
Если Вы чувствуете, что для Вас эта наука слишком мудреная, а Ваш голос кажется достаточно «бедным», не отчаивайтесь: его всегда можно развить специальными упражнениями. Это как на тренировке – сначала медленно и неуклюже, а затем завораживающе красиво. Развивая свой голос, становясь виртуозом в этой области, Вы обретете самое настоящее секретное оружие. Пробуйте, эксперементируйте, - и Вы начнете замечать, как вместе с изменениями Вашего голоса будет меняться и отношение к Вам окружающих.
Сделаю лирическое отступление, также связанное с темой работы. Один мой клиент получил существенное повышение в должности, изменив лишь свой голос и манеру общения. Являясь профессионалом в своей области, он имел тихий, монотонный, неэнергичный голос, и, соответственно, формировал к себе отношение, как к серому, безответственному человеку. Отработав иную манеру общения, поставив дыхание, повысив энергичность и громкость голоса, он преобразился и в глазах начальства. Ему поступило предложение возглавить отдел, а потом и филиал. В чем тут секрет? Он просто стал солиднее звучать, и его заметили! То же самое и на собеседовании – как о себе заявите, так в результате и получите.
Теперь о том, ЧТО говорить.
Предугадать то, как пойдет собеседование, практически невозможно. Но есть основные задачи, которые стоят перед менеджером по персоналу: оценить профессиональную и личностную адекватность соискателя, его способность включиться в команду и быть лояльным компании. Исходя из этого, выстраивайте свои ответы.
Правило №1. Вы всегда должны уметь красиво преподнести Ваш профессиональный опыт. Это не просто перечисление того, где и кем Вы работали. Здесь важно добавить эмоциональности и энергетики. Покажите, что Вы действительно любите и знаете свою работу; и то, что Вы эмоционально включаетесь в свои обязанности. Простое перечисление – лишь формальное присутствие на рабочем месте, а это не нужно никакому работодателю.
Правило №2. Не надо говорить гадости о Вашем прежнем начальнике и той организации, в которой Вы работали. Всем и так понятно, что Вас там что-то не устроило, раз уж Вы оттуда ушли. Обязательно продумайте аргументацию. Самое проигрышное – рассказывать о произошедшем конфликте. Догадались, почему? Правильно: это говорит о том, что и в новой компании Вы вряд ли будете проявлять свою лояльность. Немножко грусти и сожаления в голосе создадут впечатление того, что обстоятельства от Вас не зависели, а то бы Вы конечно же…
Правило №3. Не стоит сразу говорить о больших карьерных планах. Вас нанимают на определенную должность. Мысль, что Вы метите гораздо выше уже сейчас, говорит работодателю о том, что Вы достаточно быстро разочаруетесь и начнете либо сбавлять темп, либо конфликтовать. Лучше обтекаемо обозначить, что в процессе работы и профессионального развития этот вопрос может возникнуть естественным путем, тогда и решение будет более осознанным и адекватным. Здесь важен спокойный, рассудительный тон. Не надо «зажигаться» оптимизмом и энергией в голосе при упоминании о карьерном росте и деньгах – это создаст образ корыстного и меркантильного, либо же просто неопытного и наивного человека. Оптимизм уместен скорее на темах о Вашей готовности к личностному и профессиональному росту.
И ещё. В ситуациях, когда Вам предлагают совсем уж невыгодные условия, не бойтесь жестко говорить «нет». Во-первых, это может быть провокация. Профессионал всегда имеет выбор и знает себе цену. Во-вторых, раз Вы понимаете, что Вам это не нравится, подписываться под такие условия не имеет смысла. Лучше уйти сразу, чем со скандалом и разочарованием через достаточно короткий срок.
Константин Балянин
balyanin.ru