СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Часть 4


110. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М., 2004

111. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. – М., 1983.

112. Скаткин М. Н. Проблема учебника в современной дидактике // Справочные материалы для создания учебных книг / сост. В. Г. Бейлинсон. – М., 1991.

113. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. – М., 2007.

114. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М., 2005.

115. Стоюнин В. Я. Руководство для теоретического изучения литературы. – М., 1872.

116. Тамарченко Н. Д. В поисках смысла художественного текста// «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября» – 2004. – № 3). [Возможный электронный ресурс: URL: htth: rus. lsept ember. ru]

117. Тамарченко Н. Д. Текст и знание о тексте в литературоведении и литературном образовании // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования / под общ. ред. А. А. Брудного, А. В. Уткина, Е. И. Яцуты. – М., 2006.

118. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2006.

119. Урок литературы – поле взаимодействия интерпретаций (немного теории). – [Электронный ресурс] // URL: http://mlis. forb. ru/metodika/prepod/interpretation/01/?template=23

120. Федоров С. В. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарт // Литература. – 2004.  № 4.

121. Федоров С. В. Семиотический аспект изучения литературы. Размышления учителя словесника. – [Электронный ресурс] // URL: www. mlis. fobr. ru

122. Фишер В. М. Опыт систематического прохождения литературы в средней школе. – М., 1914.

123. Фрумкина P. M. Внутри истории: Эссе, статьи, мемуарные очерки. – М., 2002.

124. Фуксон Л. Ю. Проблема интерпретации и ценностная природа литературного произведения. – Кемерово, 1999.

125. Хуторской А. В. Возможно ли создание общей теории учебника? // Современный учебник. Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования: сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. – М., 2004.

126. Хуторской А. В. Место учебника в дидактической системе. – [Электронныйресурс] //URL: eidos. ru/jornal/science. hpt

127. Цурганова Е. Н. Понимание // Западное литературоведение XX века: энциклопедия. – М., 2004.

128. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

129. Чуковская Л. К. В лаборатории редактора. – Архангельск, 2005.

130. Шаповал С. А. Библиопсихология и эстетическое восприятие //Библиопсихология и библиотерапия. – М., 2005.

131. Шаповал С. А. Вопрос о границах «допустимого» в интерпретации художественного текста // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: сб. научных статей. Вып. 7. Т. 2. – М.: МГПИ, 2008.

132. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – 3 е изд., стер. – М., 2007.

133. Эйхенбаум Б. М. О принципах изучения литературы в средней школе // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт. – сост. В. Ф. Чертов. – М., 1999.

134. Lundin R. An Objective Psychology of Music. – N. Y., 1957.

135. Rorty R. The Pragmatist’s progress. – In: U. Eco, Interpretation and Overinterpretation, 1981.


1 Методологический раздел методики традиционно состоит из нескольких содержательных блоков:

• первый включает вопрос о научном статусе, научной принадлежности методики, объекте, предмете, целях и задачах методики, специфике методического знания;

• второй позволяет осмыслить место методики в кругу других наук, установить связь методики и практики обучения;

• третий описывает структуру и содержание методической науки, ее категориальный аппарат;

• четвертый ставит вопрос о требованиях к методической теории и методам исследования.

2 Здесь: Методология – Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

3 Попутно заметим, что выход в свет вузовского учебника или учебного пособия – явление для методики знаковое. Начиная с конца 30 х годов XX в. до настоящего времени было написано только пять (!) вузовских учебников по методике преподавания литературы. Появление нового, шестого, учебного пособия, адресованного студентам, – свидетельство создания и успешного функционирования нового направления, которое разрабатывает новую концепцию методики в рамках научной литературоведческой школы профессоров Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы.

4 Под Парадигмой вслед за В. И. Загвязинским мы понимаем «общее представление о цели и сущностях процесса, совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, практик, схем деятельности, предполагающих единство в их толковании [37: 155].

5 Вслед за С. П. Лавлинским мы интерпретируем учебную деятельность здесь как «смысло деятельность, т. е. как совместную деятельность равноправных сознаний педагога и учащихся, ориентированную на созидание, а не на воспроизведение смысловой основы рассматриваемого предмета, проблемы, задачи, аспекта» [68: 24].

6 Вслед за философом Л. H. Столовичем мы определяем художественную деятельность как деятельность, способную создавать и осваивать особый вид эстетической ценности – художественную ценность. Художественная деятельность может быть представлена как система: художественное творчество – произведение искусства – художественное освоение искусства.