Сверчков Николай Егорович. портреты лошадей


Среди плеяды прекрасных русских живописцев достойное место занимает художник-анималист Николай Егорович Сверчков. В середине XIX века он был широко известен и почитаем не только в России, но и в Европе. С успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. После Всемирной выставки в Париже был удостоен ордена Почетного легиона. Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену - 22 тыс. франков. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.

Николай Егорович Сверчков (1817-1898) родился в 1817 году в Царском селе
(С.-Петербург) в семье конника. Уже в детских рисунках Н. Сверчкова
появилось незаурядное дарование тонко подмечать особенности типа и
экстерьера лошадей. Отец, видя склонность девятилетнего сына к
рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств,
но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни.
    Дальнейшее образование мальчик получает в училище общего типа, а
навыки и знания в живописи приобретает путем самообразования, постоянно
рисует лошадей различных пород, изучает работы мастеров живописи. Отец
Сверчкова, который долгое время работал в придворных конюшнях старшим
конюхом, способствовал развитию таланта у сына. Николай увлекался конным
спортом, посещал бега, скачки и конские ярмарки, заводил знакомства с
коннозаводчиками. Постоянное наблюдение лошадей на пастбище, выводке, в
беге и на скачках научило его непревзойденному видению натуры. Первую
портретную серию лошадей Н.Е. Сверчков написал в 1840 г. для известного
в С.-Петербурге любителя С.А. Яковлева.

По приглашению коннозаводчиков и любителей лошадей молодой художник начинает написать портреты лучших отечественных рысаков. Он побывал на крупнейших российских конных заводах, окунулся в новую для себя социальную среду, много и с увлечением рисовал. В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» - напишет он впоследствии.

Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А.Я. Панаева.

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии - «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони - саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Стоит отметить, что подавляющее большинство экспонатов Музея коневодства - подлинные произведения известных российских и советских живописцев, графиков и скульпторов. Здесь можно увидеть работы В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, В.И. Сурикова. Но основную часть коллекции составляют произведения художников, для которых лошадь была постоянным объектом изображения. В залах музея представлено творчество многих отечественных анималистов и баталистов Б.П. Виллевальде, П.Н. Грузинского, А.Д. Кившенко, П.О. Ковалевского, А.П. Орловского, П.П. Соколова, П.К. Клодта, Е.А. Лансере, М.А. Авилова, М.Б. Грекова, Н.С. Самокиша и других. Богатейшие фонды музея позволяют ему постоянно участвовать в различных художественных выставках. Только за последние годы его экспонаты были представлены на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Париже, Лейпциге, Хельсинки. Более 150 тысяч американцев посмотрели выставку картин и скульптур из фондов музея, которая в течение полутора лет демонстрировалась в двух музеях США.